Для Svetlaya,
Мой опыт адаптации ребенка.
Приехали в Канаду, когда малой было 5 с хвостиком, приехали в средине учебного года, классы сформированы. Ребенок на английском знал только как ее зовут и сколько ей лет - все! из предложений)))) И несколько слов - цвета, животные... ну сами понимаете того, что ребенку не приготся в общении. Кароче по нашим меркам был полный "0" в англ.
Я ей распечатала карточки и она их показывала учительнице (когда хотела в туалет, пить, кушать). По началу она плакала, когда заходила в клас (я чуть не плакала вместе с ней), но это было 2-3 дня, не больше. К ней прикрепили хелпера (девочку из 6 класса), которая была вместе с ней во врема ланча, помогала ей одеваться для прогулки и т.д. Через неделю ребенок нашел способ общения с одноклассниками с помощью мимики и жестов, через 2 месяца она пыталась их учить краинскому))), она с удовольствием ходила в школу, я держала контакт с учителем, общалась, спрашивала, как прошел день.
2 раза в неделю к ней приходил учитель ESL и забирал ее на часик. Но вместе с ней занималось 4-5 детей, которые не успевали. Ага, еще одно: мы записались в библиотеку с первой недели в Канаде и я КАЖДЫЙ день ей просто читала и переводила, потом переводила все меньше, потом некоторые слова.... а потом она просто спрашивала, что ей не ясно. И полчаса в день мы выделяли и просто говорили на английском, дома, на кухне, на улице и т.д.
Сейчас прошло полтора года, скоро ей будет 7 - она свободно общается со сверстниками, она общается со старшими девочками на гимнастике, понимает все на уроках плавания, ходит в гости к девочкам, одним словом ведет обычный способ жизни, за исключением того, что дома мы разговариваеи все таки на украинском.
Я знаю, все дети разные, но если бы я осталась с ней в школе тогда - процесс адаптации затянулся б. Она б знала, что есть рядом мама, она б больше себя жалела, обращалась бы ко мне за помощью и т.д.
И еще: и мне не раз учительница говорила, чтобы мы объяснили, что нельзя бросаться снегом (она делала снежки и играла, не понимала запретов учителя))))), что нельзя "трогать" других детей (они могла придти к ребенку облокотиться ему на плечо))))) -я разговаривала с ней дома на эти темы. И она привыкла, стала жить по ИХ правилам - сейчас мы начали второй клас - и она с УДОВОЛЬСТВИЕМ ходит в школу)))